Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Работа всего коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 «Красная Шапочка» (далее по тексту МБДОУ) направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ отвечает следующим принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Материально-техническое оснащение и оборудование, развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям — СанПиН 2.4.1.3049-13.
Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база периодически обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями.
Форма пользования зданием и земельным участком МБДОУ - оперативном управлении.
Здание МБДОУ:
- приспособленное двухэтажное - общая площадь 424,9м2
- земельный участок - общая площадь 2245 м2
В образовательном учреждении функционируют следующие помещения, которые используются для проведения практических и учебных занятий:
Музыкальный зал (совмещенный с физкультурным) - 46,8 м2
Кабинет учителя-логопеда (совмещенный с кабинетом педагога - психолога) - 10,0 м2
Кабинет учителя-логопеда - 6,9 м2
Кабинет учителя-логопеда - 8,1 м2
Методический кабинет - 17,3 м2
Возрастные группы имеют:
- раздевалку;
- буфетную;
- туалетную;
- игровые;
- спальные комнаты.
Все кабинеты оформлены и материально оснащены. Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи), включает интеграцию образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, а также совместную партнерскую деятельность взрослого и детей, свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Средства обучения и воспитания
В каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Каждая возрастная группа имеет:
- игровую площадку;
- прогулочный павильон.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса групповых помещений
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Технические средства обучения имеются.
Наименование направлений в соответствии с ФГОС ДО |
Элементы предметно-пространственной среды групповых комнат для детей дошкольного возраста |
Социально-коммуникативное развитие |
Предметы-заместители природного происхождения. Игрушки сюжетные (куклы, машины). Машины разного назначения (пожарная, «скорая помощь», полиция, грузовики, экскаватор и т. п.). Самолёты, катера, лодки, корабли. Наборы игровой посуды. Наборы игровые с орудиями труда. Игрушки мягкие. Настольные игры интеллектуальные. Символы государства. Игровая мебель по росту ребёнка. Мастерская-сервис, бензозаправочная станция. Наборы элементов костюма для профессий. Настольные игры дидактические. Карнавальные и театральные костюмы, маски. Комплекты портретов деятелей науки и искусства. Наборы по патриотическому воспитанию и знакомству с культурой малой родины. Конструкторы, предметы мебели и интерьера и др. |
Познавательное развитие
|
Предметы ближайшего окружения. Дидактические пособия. Познавательная литература. Строительные наборы. Конструкторы (деревянные, «Лего» и аналогичные, иные). Библиотека. Фонотека. Видеотека. Оборудование для экспериментирования и исследования. Наглядные и демонстрационные пособия. Расширенный набор для детского конструирования (металлический, требующий использования инструментов для соединения деталей). Игры для интеллектуального развития (шашки, домино); оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (весы, мерные стаканы); набор карточек для квалификации по определенному признаку; наборы геометрических фигур, бруски, цилиндры; пособия и материалы для счета: счетные палочки, набор карточек с изображением предметов; средства измерения: линейки; наглядный и иллюстративный материал по тематическому признаку; игровой материал: мозаики, кубики, танграммы, разрезные картинки; пазлы (мягкие, деревянные) и др. |
Речевое развитие |
Опорные схемы для составления рассказов; индивидуальные зеркала; сюжетные и предметные картинки; пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы и игры для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму. Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей. Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой. Портреты поэтов, писателей. Дидактические игры по лексическим темам и др. |
Художественно-эстетическое развитие |
Бросовый материал для творчества. Самодельные звучащие предметы. Материалы для детского творчества в изобразительной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. Альбомы и книги по искусству. Изделия народных промыслов. Скульптуры малых форм. Набор шумовых инструментов. Материалы для театрализованной деятельности:
|
Физическое развитие |
Кегли, мячи, флажки |
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в кабинетах
Наименование направлений в соответствии с ФГОС ДО |
Элементы предметно-пространственной развивающей среды |
Социально-коммуникативное развитие |
Музыкальный зал Фортепиано, музыкальный центр, телевизор, детские музыкальные инструменты, магнитофон, методическое обеспечение, аудиотека, дидактический материал для проведения музыкальных занятий и праздников. Разные виды кукол для театрализованной деятельности, ширма, большое зеркало. Кабинет (совмещенный) педагога-психолога Библиотека специальной литературы и практических пособий, рабочий стол для проведения занятий, настольно-печатные игры для развития основных психических процессов, дидактическое оборудование для сенсорного развития, магнитофон, картотека игр и упражнений для педагогов и родителей, настольные игры на развитие эмоциональной сферы и др. |
Познавательное и речевое развитие
|
Кабинет учителя – логопеда Зеркало настенное, детская мебель, наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи, картотека предметных картинок для автоматизации звуков, материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений (разноцветные магниты), дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений, игры по формированию грамматического строя речи, разрезная азбука настенная и др. |
Физическое развитие |
Обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, шнуры, разноцветные флажки, кольца, мешочки с песком, маски, игрушки, кегли, дуги для подлезания, доски ребристые, рефлекторные дорожки, гимнастическая стенка; оборудование «Элти-Кудиц» и др. |
Объекты спорта:
Объекты |
Оснащенность объектов |
Физкультурный зал (совмещенный) |
|
Спортивная площадка, прогулочные площадки |
Оборудование для развития основных видов движения. Современные яркие, привлекательные городки, песочницы, горки, качели, карусели и увлекательные спортивные элементы, выносной спортивный инвентарь и др. |
ДАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ, ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ОБЪЕКТЫ СПОРТА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧАСТИЧНО ПРИСПОСОБЛЕНЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Об обеспечении доступа в здание образовательного учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с № 20 «Красная Шапочка» разработан «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры», отражающий состояние доступности объекта (МБДОУ) инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с «Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры» определены зоны и объекты доступности всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация доступности объекта для инвалидов - форма обслуживания
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1. |
Все категории инвалидов и МГН
|
|
|
в том числе инвалиды:
|
|
2. |
передвигающиеся на креслах-колясках
|
ВНД |
3. |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
|
ДУ |
4. |
с нарушениями зрения
|
ВНД |
5. |
с нарушениями слуха
|
ДУ |
6. |
с нарушениями умственного развития |
ДУ |
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
№ п\п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов* |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
ДУ |
2 |
Вход (входы) в здание |
ДУ |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
ДУ |
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
ДУ |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
ДУ |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
ДУ |
7 |
Пути движения к объекту (от остановки транспорта) |
ДУ |
______________________________________________________________
* ДУ - доступно условно, ВНД - временно недоступно
Паспорт доступности в МБДОУ д/с № 20 «Красная Шапочка»
ДОСТУП В ЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЕСПЕЧЕН ЧАСТИЧНО
Условия питания и охрана жизни и здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ организовано четырехразовое питание в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 к рациональному питанию. Химический состав, калорийность, объем рациона и режим питания полностью соответствуют возрастным потребностям организма. В повседневный рацион включены основные группы продуктов: мясо, молоко, кисломолочные напитки, сливочное масло, овощи, фрукты, хлеб.
Санитарно-эпидемиологическая безопасность питания включает соблюдение всех требований к санитарному состоянию пищеблока, поставляемых продуктов питания, их хранению, приготовлению и раздаче блюд. На все продукты, поступающие на пищеблок, имеются документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Приготовление пищи проводится в соответствии с утвержденным 10-ти дневным меню. Блюда готовятся строго по технологическим картам.
Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1116-02. Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в МБДОУ. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.
Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется через организацию жизнедеятельности воспитанников в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Режим питания, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек, совместная деятельность по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности – все эти мероприятия направлены на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью. Деятельность по здоровьесбережению проводится системно, непрерывно, с соблюдением преемственности на различных уровнях образования. В групповых помещениях в наличии кварцевые лампы, бактерицидные облучатели-рециркуляторы (настенный и передвижной) используемые в профилактических целях. На стендах вывешивается информация для родителей о детских заболеваниях, мерах предупреждения и профилактики, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному травматизму. Детей обслуживают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с воспитанниками (медицинская сестра, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОТСУТСТВУЮТ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ создано единое информационное пространство:
- подключены к КСТС № 2413 сеть Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем;
- локальная сеть;
- выход в Интернет;
- офицальный сайт МБДОУ (адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
- информационная система МБДОУ включает в себя бухгалтерскую программу 1С .
ДАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННО - ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НЕ ИМЕЮТ ДОСТУП ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ДОСТУП ВОСПИТАННИКОВ, ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ОТСУТСТВУЕТ.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОТСУТСТВУЮТ.